Наши экскурсоводы рассказывают...

    Тот, кто живет на потолке.

    Боже мой, я пригляделась: утиный носик, внимательный глазик, смешные ушки и пушистый завитой хвост, который существо придерживает своими лапками. Зверь, зверенок, beast… Кто ты, откуда ты, чудесный дружок, который взирает на всех входящих с конца позапрошлого века? Маленькая очаровательный загадка, оставленная британским архитектором Ричардом Нилом Фрименом.

    Оказавшись в таинственном темнокирпичном полумраке нижней части башни англиканской церкви Святого Андрея в Вознесенском переулке, трудно не поддаться искушению рассмотреть внимательно старинный интерьер. Безмолвно взирают на входящих два ангела, под ногами входящих мозаичным хороводом теснятся геральдические трилистники, старинные дверные замки и петли сохраняются в неизменном виде с конца XIX века. Взглянув на стрельчатые двойные окна, ждешь увидеть за ними пейзажи Ланкашира. А закрыв за собой тяжелую старинную дверь, переносишься в другой мир, такой размеренный, непохожий на все, что привычно для нас жителей современного шумного мегаполиса.
    Много раз проходила я через эти двери, стремясь на встречу или на музыкальный концерт. Но ни разу не приходило в голову, поднять глаза и внимательно рассмотреть мощные своды. Так бы и не состоялось бы мое удивительное знакомство, если бы однажды архивариус англиканской общины Елена Рафаэлевна Ватсон не обратила бы мое внимание на растительный узор вокруг светильника. «Посмотрите, кто живет на потолке, я сфотографировала и обвела контур декора, и у меня получился силуэт необыкновенного существа», - сказала Елена Рафаэлевна.

    Сказать, что я была заинтригована, это ничего не сказать. Я захотела узнать имя дивного существа, что он собой представляет, почему поселился в святом месте. Что же может мне помочь? Конечно, Бестиарий. С трепетом листаю оцифрованные страницы Абердинского бестиария, как много различных мифологических существ мелькают передо мной, некоторые очень похожи, но все не то…
    Требуется профессиональный совет. Обратилась за помощью к знатоку геральдических изображений Евгению Пчелову. Осмотрев изображение, он высказал идею, что это символическое изображение Уробороса, который символизирует своей круговой замкнутой формой бесконечность и вечное возрождение жизни.
    Вот, кто ты, оказывается, мой маленький друг, ты - символ вселенной и христианской вечной жизни! Прекрасный привет от викторианской готики из далекой Британии.

    Действительно, украшать строения зашифрованными животными символами – это древняя архитектурная традиция. Мы можем часто видеть эти символы в декоре различных древних памятников Европы и России. А викторианская эпоха в Британии пробудила к жизни многие древние традиции для того, чтобы подчеркнуть все величие Британской империи, над которой в тот период не заходило солнце.
    Теперь всякий раз, приходя в церковь, я не тороплюсь, поднимаю голову и с уважением говорю: «Здравствуй, милый зверенок! Как поживаешь?»
    Но, в прошлом году… Поднявшись на колокольню Покровского Собора, что на Рву на Красной Площади, я вдруг увидела в декоре одного из колоколов изображение, очень похожее на то, что находится в церкви Святого Андрея. А это значит, у зверенка есть родственники на Красной площади и исследование надо продолжать…

    Экскурсовод Татьяна Китановска
    Вот, казалось бы, и конец этой истории.